Несколько мыслей об искусстве дирижирования
Эта статья была опубликована в журнале ОРКЕСТР № 1-2 (57-58) за январь - июнь 2020 года.
В работе дирижера всегда есть загадка, как будто он кажется настоящим волшебником перед группой музыкантов. Люди в аудитории внимательно следят за движениями его тела, одежды, рук, прически, чем они больше привлекают человека …Процесс занятия дирижёра с оркестром немного, но сложнее, чем этот аспект. Мы должны помнить, что музыкальные представления предназначены в первую очередь для человеческого слуха, а не для других наших датчиков. Это явление может быть более сложным, чем простое утверждение, но основная задача в том, что дирижер должен глубоко знать музыкальную партитуру, которую композитор записал для нас. В результате этого процесса он создает персонализированную концепцию исполняемой музыки, которая является основным ресурсом репетиций и концертных выступлений. Упомянутый процесс изучения текста также очень сложный, так как просто метод изучения варьируется от человека к человеку. Кто-то называет этот процесс «подготовкой» партитуры, что означает внесение в текст различных отметок ручкой, карандашом, наклейками и т. д. Этот метод может касаться изучения партитуры, которую предпочитают некоторые дирижёры. Некоторые музыканты слушают фонограммы, чтобы получить акустическое представление о музыке, в то время как другие сидят за роялем и воспроизводят слой за слоем исполняемых нот, что дает более широкую или глубокую личную картину исполняемой музыки.
Цель представления может также быть частью запрошенного уровня подготовки. Можно заметить прикладную разницу между так называемым «учебным» и «художественным» исполнением. Некоторые могут поставить под сомнение эту классификацию вообще.
После того как вы, как дирижер, получили музыкальную картину, которую хотите услышать, вы должны найти свои жесты, как «вызвать» этот звук из ансамбля исполнителей, который может быть группой вокалистов или инструменталистов, включая камерные ансамбли, группы и / или симфонический оркестр, Этот процесс является еще одной проблемой подготовки проводников.
В 1978 году я присутствовал на семинаре, в котором профессор – очень известный, с многолетним опытом – неожиданно раскритиковал молодого дирижера, сказав ему: «Вы танцор балета, а не дирижер» – «Вы движетесь под музыку и не движете музыку! »Ух ты, какое утверждение и насколько практичным и правдивым оно считается!
Настоящая «магия» работы дирижёра над произведением- результат различий между каждым из нас. У всех нас есть разные генетические коды, возраст, опыт, знания, культурные особенности, образование и т. д. Мы также могли бы найти индивидуальные различия в исполняемой музыке – такие как музыкальный словарь (тональная или атональная музыка), гармоническая прогрессия, текстура, оркестровка, программа или абсолютная музыка и т. д., что приводит к совершенно другой звуковой картине.
Исторический элемент исполняемой музыки также важен для дирижера, имеется в виду, из какого века музыка исходит? Из средневековья, ренессанса, барокко, классики, романтики или музыки 20-го века?
Чем глубже вы рассматриваете эти вышеупомянутые факторы, тем более высокого уровня создания «художественного образа» достигаете.